трудовые книжки кадры решают все

О ПЕРСОНАЛЕ

 делопроизводство
            
РАБОТА ОТДЕЛА КАДРОВ
 
   
В ПОМОЩЬ БИЗНЕСУ

О ПЕРСОНАЛЕ

 

 

 

* подбор персонала
* формулирование требований к должности и составление вакансии
* размещение вакансии и поиск кандидатов
* проведение первичного отбора кандидатов
* собеседования и тестирования
о персонале
* источники поиска персонала
* составление резюме
* оценка резюме
* телефонный разговор с кандидатом
* проведение собеседований


Закрытое акционерное общество «Тайна»
ЗАО «Тайна»
ПОЛОЖЕНИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ПЕРСОНАЛА
22.05.2009 № 55
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение регламентирует порядок профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников в ЗАО «Тайна» (далее -организация).
1.2. Понятия и термины, используемые в настоящем Положении:
- обучение персонала - это профессиональное обучение работников (подготовка новых работников, переподготовка и повышение квалификации) с целью удовлетворения потребности организации в работниках определенных профессий, специальностей и соответствующего уровня квалификации;
- подготовка новых работников - это первоначальное профессиональное обучение принятых в организацию работников, ранее не имевших соответствующей профессии, специальности;
- переподготовка работников - это обучение работников, имеющих профессию (специальность), с целью получения ими новой профессии (специальности);
- повышение квалификации работников - это усовершенствование профессиональных знаний, умений и навыков работников для того, чтобы соответствовать новым требованиям к профессии, должности или получить повышение в работе;
- обучающиеся - работники, направленные на профессиональное обучение.
1.3. Обучение персонала осуществляется за счет средств организации полностью или частично.
2. ЦЕЛЬ И ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ
2.1. Целью обучения персонала является удовлетворение потребности организации
в работниках определенных профессий, специальностей и соответствующего уровня квалификации, а также создание кадрового резерва.
2.2. Обучение персонала осуществляется в виде:
- подготовки новых работников;
- переподготовки работников;
- повышения квалификации работников.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
3.1. Обучение персонала может осуществляться как с отрывом от производства, так и без отрыва от производства.
3.2. Функции по организации обучения персонала и ответственность за планомерность его проведения возлагаются на отдел по работе с персоналом.
Отдел по работе с персоналом:
- изучает потребности организации на основе отчетов отдела маркетинга и развития организации и планов развития отдельных направлений производственно-хозяйственной деятельности организации в перспективе, опроса в установленном порядке руководителей структурных подразделений и их заявок на подготовку новых работников, переподготовку или повышение квалификации и составляет план обучения;
- определяет формы обучения работников (начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное или послевузовское профессиональное образование), а также с отрывом от производства или без отрыва от производства;
- изучает специфику рынка труда;
- прогнозирует потребности организации в работниках отдельных профессий и специальностей и их квалификации;
- организует систематическое и планомерное обучение работников.
3.3. План обучения работников организации составляется и утверждается ежегодно до 25 апреля текущего года.
В целях составления плана обучения в отдел по работе с персоналом ежегодно в срок до 15 апреля текущего года передаются заявки руководителей структурных подразделений на обучение по установленной форме, а также отчеты и прогнозы (планы) стратегического развития организации, составленные отделом маркетинга и развития организации.
3.4. Планирование процесса обучения работников включает в себя:
3.4.1. Составление списка профессий и должностей, обучение по которым имеет для организации приоритетное значение в планируемый период;
3.4.2. Определение примерной численности обучающихся в соответствии со списком, указанном в пункте 3.5.1;
3.4.3. Формирование групп обучающихся;
3.4.4. Определение учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в качестве учреждений для обучения работников;
3.4.5. Уточнение возможностей по организации профессионального обучения, учитывая численность обучающихся, имеющиеся площади учебно-производственного центра для проведения занятий, преподавательский состав и другие, имеющиеся для обучения, существенные показатели;
3.4.6. Разработку проекта программы профессионального обучения на планируемый период;
3.4.7. Разработку на основе утвержденной программы профессионального обучения планов по ее реализации по отдельным направлениям.
3.5. Проект программы профессионального обучения разрабатывается на основе типовой программы профессионального обучения и включает в себя следующие разделы:
- Основная часть: цели и задачи программы; направления обучения (подготовка новых работников, переподготовка или повышение квалификации работников); особенности обучения в зависимости от категории работников; компоненты процесса обучения (продолжительность, периодичность, методика, предметы обучения, наглядные средства обучения и др.); особенности управления и контроля за обучением; учет и оценка результатов; подведение итогов обучения;
- Приложения: состав групп обучающихся; расчет часов на обучение по отдельным предметам; список тем по каждому предмету; состав учебно-материальной базы.
3.6. Реализация программы профессионального обучения работников осуществляется по следующим направлениям:
- заключение договоров о профессиональном обучении работников с образовательными учреждениями, а также с лицами, привлекаемыми к обучению непосредственно на базе учебно-производственного центра организации;
- определение списочного состава участников процесса обучения;
- подготовка учебно-материальной базы организации, закупка необходимых для обучения средств обучения, печать необходимых пособий и др.;
- сообщение работникам о порядке и сроках профессионального обучения;
- проведение учебных занятий в соответствии с выбранной программой обучения;
- контроль за реализацией спланированных мероприятий;
- подведение итогов, определение эффективности проведенных учебных мероприятий.
3.7. Эффективность проведенных учебных мероприятий выясняется ежеквартально на основании имеющихся в распоряжении отдела по работе с персоналом документов. По результатам оценки готовятся письменные предложения, которые предлагают варианты усовершенствования процесса организации профессионального обучения в организации.
3.8. Работники, совмещающие работу с обучением, получают все льготы и гарантии, предусмотренные действующим трудовым законодательством и настоящим Положением.
3.9. Выбор формы обучения зависит от специальности или профессии, на которую обучают, от целей и задач, которые решает работник в организации.
В организации приняты следующие формы обучения персонала:
- начальное профессиональное образование, получаемое в учебно-производственном центре организации, а также в профессиональных училищах и иных учебных заведениях данного уровня.
Работники организации, в отношении которых применяется такая форма обучения, могут получать образование с отрывом и без отрыва от производства;
- среднее профессиональное образование, получаемое в лицеях, колледжах и иных учебных заведениях данного уровня.
Работники организации, в отношении которых применяется такая форма обучения, могут получать образование с отрывом и без отрыва от производства;
- высшее профессиональное образование, получаемое в университетах, академиях, институтах и других высших учебных заведениях.
Работники организации, в отношении которых применяется такая форма обучения, могут получать образование с отрывом и без отрыва от производства;
- послевузовское профессиональное образование приобретается в высших учебных заведениях (второе высшее образование), а также в аспирантуре и докторантуре (научно-исследовательская деятельность, защита диссертаций). Реализуется без отрыва от производства только в форме заочного обучения в отношении работников высшего звена, имеющих непрерывный стаж работы в организации по требуемой специальности не менее четырех лет;
- долгосрочные и краткосрочные курсы повышения квалификации и переподготовки работников, семинары, мастерские. Реализуется с отрывом и без отрыва от производства;
- целевые курсы для обучения работников, тренинги различной направленности. Организуются отделом по работе с персоналом с привлечением внутренних и внешних тренеров, а также ведущих специалистов организации или приглашенных извне.
3.10. Основными формами организации процесса профессионального обучения являются:
- теоретические занятия, направленные на изучение предмета с использованием учебных пособий, технических средств обучения и т. п.;
- контрольные занятия, имеющие целью проверку знаний и уровня сформированности профессиональных навыков;
- практические занятия, предполагающие применение полученных теоретических знаний в моделируемых рабочих ситуациях;
- производственная практика, имеющая целью введение в профессию или должность в период профессионального обучения, освоение особенностей работы в течение непродолжительного периода под руководством наставника;
- стажировка, направленная на отработку профессиональных навыков в реальной рабочей ситуации на протяжении длительного периода под руководством наставника непосредственно в процессе работы в должности.
3.11. При организации обучения персонала организация отдает приоритет государственным и муниципальным образовательным учреждениям, предоставляющим право бесплатного обучения.
3.12. Организация может инвестировать собственные средства на обучение работников в образовательных учреждениях, в том числе и частных, только при наличии у них соответствующей государственной лицензии на право ведения образовательной деятельности....................
4. ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
4.1. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку квалифицированных рабочих по всем основным направлениям производственно-хозяйственной деятельности организации.
4.2. Начальное профессиональное образование, получаемое в учебно-производственном центре организации, направлено на обучение впервые принятых работников, ранее не имевших соответствующей профессии, специальности, переподготовку рабочих по требуемым профессиям и специальностям; повышение квалификации работников организации, в т. ч. с присвоением им более высокого квалификационного разряда.
4.3. Подготовка новых работников и переподготовка осуществляются в два этапа: изучение теории, необходимой для выполнения работы, и приобретение опыта на практике. Первый этап обучения и переподготовки реализуется мастерами и ведущими специалистами на базе учебно-производственного центра организации. Второй этап осуществляется под руководством наставников в соответствии с программами обучения, разработанными для каждой специальности или профессии.
4.4. Работник на период обучения приобретает статус ученика по определенной специальности или профессии и получает заработную плату в соответствии с Положением об оплате труда организации.
4.5. Обучение заканчивается после сдачи квалификационного экзамена. Если работник получил оценку «удовлетворительно» и выше, то ему присваивается рабочая специальность или профессия. Тарифный разряд зависит от оценки, полученной на экзамене. Порядок выставления оценки и присвоения квалификации установлен в Положении
о квалификационной комиссии.
4.6. Успешное окончание обучения (получение оценки «удовлетворительно» и выше) и протокол квалификационной комиссии являются основанием для издания приказа генерального директора организации о переводе ученика на должность рабочего определенной специальности (с указанием полученного тарифного разряда).
4.7. Начальное профессиональное образование работников рабочих специальностей в профессионально-технических училищах и иных учреждениях данного уровня осуществляется на основе заключаемых между организацией и указанными учебными заведениями долгосрочных договоров о подготовке специалистов. Приложением к такому договору является перечень рабочих специальностей, в подготовке которых нуждается организация.
4.8. Организация заключает также ученический договор с каждым обучающимся. Ученический договор в обязательном порядке включает в себя условия, предусмотренные частью первой ст. 199 ТК РФ, а также дополнительные условия, определенные по соглашению сторон. К ним относятся закрепление ученика за отделом и назначение ему наставника; обязательное прохождение производственной практики в организации; полное возмещение ущерба, причиненного организации, в случае, если ученик по окончании обучения без уважительных причин не выполняет свои обязательств по договору и (или) не приступает к работе; возмещение ущерба, причиненного организации в случае увольнения работника по собственному желанию без уважительных причин или по инициативе организации за нарушение трудовой дисциплины до истечения 3 лет после обучения и т. п.
4.9. Директор по персоналу обладает правом подписания ученического договора со стороны организации в случае, если обучение будет осуществляться в пределах средств, запланированных на обучение; в случае, если сверх этих средств, - договор подписывает генеральный директор организации.
4.10. Обучающийся получает заработную плату во время прохождения производственной практики в соответствии с Положением об оплате труда организации. Ее размер на день выплаты не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством. Конкретные условия оплаты труда обучающегося определяются приказом организации.
5. ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
5.1. Среднее профессиональное и высшее профессиональное образование имеют целью подготовку и переподготовку работников организации по всем основным направлениям ее производственно-хозяйственной деятельности.
5.2. Обучение в учреждениях среднего и высшего профессионального образования может быть заочным (без отрыва от производства) и очным (с отрывом от производства) и распространяться как на работников организации, так и на лиц, состоящих
в кадровом резерве организации и не связанных с организацией трудовыми отношениями.
5.3. Обучение работников в учреждениях среднего и высшего профессионального образования за счет средств организации производится в очной и заочной форме при наличии представленной в отдел по работе с персоналом заявки с обоснованиями на подготовку специалиста определенного профиля.
5.4. Обучение работников в учреждениях среднего и высшего профессионального образования оформляется на основании договоров, заключаемых между организацией, направляемым на обучение работником и учебным заведением. Между организацией и работником, а также между организацией и лицом, ищущим работу и состоящим
в резерве организации, заключаются ученические договоры в порядке, установленном ТК РФ.
5.5. Решение о заключении договора принимает генеральный директор организации или директор по персоналу (в случае, если обучение будет осуществляться в пределах средств, запланированных на обучение) на основании личного заявления работника, письменного ходатайства руководителя отдела и заключения отдела маркетинга и развития организации.
5.6. В ученическом договоре должны содержаться существенные условия, предусмотренные частью первой ст. 199 ТК РФ, а также дополнительные условия, определенные по соглашению сторон:
- соблюдение обучающимся правил обучения и учебной дисциплины;
- отчетность его перед организацией и сроки ее предоставления;
- контроль со стороны организации за успеваемостью работника;
- закрепление работника за отделом;
- прохождение обучающимся производственной практики (в т. ч. с указанием конкретного отдела);
- определение обучающимся тематики курсовых и выпускных квалификационных работ с учетом пожеланий организации;
- возмещение ущерба, причиненного организации в случае увольнения работника по собственному желанию без уважительных причин или по инициативе организации за нарушение трудовой дисциплины до истечения срока ученического договора и т. п.
5.7. Договор на обучение в учреждениях высшего и среднего профессионального образования может заключаться и со студентами соответствующих учебных заведений, независимо от того, на каком курсе они обучаются, при наличии у них стойкого обоснованного желания работать в организации по окончании срока обучения.

5.8. Обучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования детей работников организации имеет ряд особенностей:
5.8.1. Работники организации, являющиеся ее акционерами и имеющие непрерывный стаж работы в организации не менее 4 лет, могут получить беспроцентный займ на обучение своего ребенка;
5.8.2. Для предоставления займа на обучение ребенка заключается соответствующий договор. Решение о заключении договора займа принимает генеральный директор организации при отсутствии задолженности работника по другим обязательствам;
5.8.3. Существенными условиями договора займа являются:
- целевое назначение предоставляемой суммы денег;
- ее возвратность;
- сроки возврата займа (в соответствии с Положением о выдаче беспроцентного целевого займа).
6. ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
6.1. Целью послевузовского образования является переподготовка и повышение квалификации работников организации, в том числе уже имеющих высшее профессиональное образование, приобретение ими дополнительной специальности или степени (магистра, кандидата или доктора наук); углубление и расширение своих знаний; формирование навыков научной деятельности в аспирантуре и докторантуре при высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях.
6.2. Послевузовское профессиональное образование за счет средств организации осуществляется только в форме заочного обучения и в отношении работников высшего звена, имеющих непрерывный стаж работы в организации по необходимой специальности не менее 4 лет.
6.3. Генеральный директор организации принимает решение о заключении договора о платном послевузовском обучении работника на основании его личного заявления, ходатайства руководителя отдела и заключения отдела маркетинга и развития организации.
В договоре должны содержаться существенные условия, предусмотренные частью первой ст. 199 ТК РФ, а также дополнительные условия, определенные по соглашению сторон:
- отчетность обучающегося перед организацией за своевременное и качественное освоение программы обучения;
- соблюдение учебной дисциплины;
- определение работником тем курсовых, выпускных квалификационных и диссертационных работ с учетом пожеланий организации;
- создание организацией условий для успешного прохождения обучения и осуществления научно-исследовательской деятельности (в частности, предоставление учебных отпусков на период сдачи экзаменов и зачетов, защиты диссертации, а также предоставление необходимой информации, не составляющей коммерческую тайну организации);
- возмещение ущерба, причиненного организации в случае увольнения работника по собственному желанию без уважительных причин или по инициативе организации за нарушение трудовой и производственной дисциплины до истечения 3-летнего срока после окончания обучения и т. п.
7. ПОРЯДОК ОБУЧЕНИЯ НА КУРСАХ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ИЛИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
7.1. Долгосрочные (более 10 учебных дней) и краткосрочные курсы переподготовки или повышения квалификации являются формой обучения работников и специалистов организации для приобретения ими дополнительных и углубления имеющихся знаний и опыта.
7.2. Направление на курсы осуществляется директором по персоналу в соответствии с утвержденным в организации планом обучения. Генеральный директор организации принимает решение о направлении на обучение в случае отклонения от утвержденного плана обучения или если обучение будет производится сверх предусмотренных им средств.
7.3. Организация заключает с работником, направляемым на долгосрочные курсы обучения за счет средств организации, ученический договор, который помимо обязательных условий, предусмотренных частью первой ст. 199 ТК РФ, включает также дополнительные условия, в том числе, о необходимости последующей отработки в организации по полученной профессии, специальности с указанием ее продолжительности. Продолжительность отработки в каждом конкретном случае будет зависеть от стоимости обучения, длительности обучения и других обстоятельств.
7.4. В случае, если работник увольняется до истечения предусмотренного договором срока по собственному желанию без уважительных причин или по инициативе организации за нарушение трудовой дисциплины, он возмещает организации затраты на обучение.
7.5. Целевые курсы обучения работников разнообразной тематики проводятся постоянно по мере формирования групп обучающихся на базе учебно-производственного центра организации силами его специалистов или привлеченных преподавателей учебных заведений и научных учреждений, бизнес-тренеров.
7.6. Тематика целевых курсов утверждается ежегодно, исходя из потребностей персонала в получении знаний определенного профиля, по представлению директора по персоналу.
7.7. Директор по персоналу готовит представление о тематике целевых курсов на основе заявок о проведении семинаров от руководителей структурных подразделений.
7.8. Отдел маркетинга и развития организации дает свое заключение относительно тематики целевых курсов.
7.9. Организация целевых курсов работников предполагает:
7.9.1. Определение требований к содержанию профессионального обучения работников в зависимости от специальности или профессии;
7.9.2. Выбор форм и методов профессионального обучения работников, разработка программы обучения, тематики занятий;
7.9.3. Составление планов профессионального обучения работников на основе заявок от специалистов, руководителей, отчетов отдела маркетинга и развития организации;
7.9.4. Реализация утвержденных планов профессионального обучения работников.
8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
8.1. При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника с настоящим Положением под роспись.
8.2. Настоящее Положение является обязательным для руководства организации, работников, ответственных за организацию и проведение обучения персонала, а также работников, направленных на профессиональное обучение.
8.3. Контроль за исполнением настоящего Положения возложен на директора по персоналу.
Директор по персоналу
(подпись) (расшифровка подписи)
22.05.2009

 
 
ПОСЕТИТЕ НАШ ФОРУМ «КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ» ФОРУМ
ПОЛОЖЕНИЯ
   
РАЗНОЕ